НОВОСИБИРСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ КОМАНДНОЕ УЧИЛИЩЕ (ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ) МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕОБХОДИМАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Заместителю командира, роты, батальона, полка, дивизии по Тех.

назад

 

=УТВЕРЖДАЮ=

ВрИО командира ___________

майор __________

"___"_____________________200__г

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ

 

 

Тема: Эвакуация машин

 

Занятие: Подготовка машины к самовытаскиванию.

 

Место: Расположение

 

Время: 3 часа

 

Литература: РПВБМ-82, Меры безопасности в ходе учений и занятий по боевой подготовке

 

Ход занятия:

Вводная часть:

•  проверяю наличие личного состава на занятии;

•  объявляю тему и цели занятия;

•  объявляю учебные вопросы и порядок их отработки.

 

Основная часть:

•  Правила самовытаскивания машин.

Самовытаскиванием называется способ вытаскивания застрявшей машины без помощи посторонних тяговых усилий. Самовытаскивание применяется в том случае, когда для вытаскивания застрявшей машины сила тяги по двигателю достаточна для выхода машины, но сцепление гусениц с грунтом недостаточно и гусеницы пробуксовывают. В этом случае задача сводится к тому, чтобы увеличить сцепление гусениц с грунтом. Выполняется самовытаскивание силами экипажа или водителя застрявшей машины после небольших подготовительных работ.

 

•  Самовытаскивание с помощью бревна , подвязанного к гусеницам, осуществляется силами экипажа застрявшей машины после небольших по объему подготовительных работ.

При самовытаскивании необходимо:

•  осмотреть место застревания и наметить направление эвакуации;

•  прикрепить тросами для самовытаскивания бревно со стороны ведущих или направляющих колес к нижним тракам так, чтобы концы бревна выступали за гусеницы на одинаковую величину;

•  петли тросов надевать на цевки траков с внутренней стороны гусениц;

•  перед установкой бревна вырыть для него ровик на глубину погружения нижней ветви гусениц;

•  запустить двигатель, включить первую передачу или передачу заднего хода и натянуть тросы крепления бревна, затормаживая поочередно гусеницы, при этом не допускать перекоса бревна;

•  по команде плавно, без рывков начать движение на первой передаче или передаче заднего хода;

•  двигаясь, поддерживать устойчивую частоту вращения вала двигателя, увеличивать подачу топлива с возрастанием нагрузки, быть готовым остановить машину по команде командира и вывести машину на твердый грунт.

При большом удалении машины от твердого грунта и при отсутствии материалов для настила бревно перезакреплять несколько раз после того, как оно продвинется с гусеницами к ведущим колесам (при движении задним ходом).

а) самовытаскивание с помощью тросов прикрепленных к гусеницам и неподвижной опоре , применяется при застревании машины в мягком болотистом грунте. В качестве неподвижной опоры выбирается местный предмет или устанавливается анкер. В качестве анкера может быть использована и установленная неподвижно машина.

б) самовытаскивание машины наматыванием троса на ведущие колеса применяется при наличии устойчивой неподвижной опоры. Для использования этого способа необходим прочный трос длиной не менее 20 м.

в) Самовытаскивание машины с помощью лебедки машины (БТР).

Самовытаскивание застрявших колесных машин осуществляется с помощью лебедки. При использовании лебедки, установленной на машине, следует выбрать анкер (местный предмет) для крепления троса. Удаление анкера не должно превышать длины троса при легком застревании и половины троса при тяжелом. В первом случае трос лебедки крепится непосредственно к анкеру, а во втором – к анкеру крепится блок лебедки и через него пропускается трос, который затем соединяется с буксирным крюком машины.

 

•  Вытаскивание тягачом производится в том случае, когда сопротивление застрявшей машины меньше тягового усилия на крюке тягача (буксира). Если тягового усилия тягача недостаточно, необходимо тросы крепить к верхним ветвям гусениц (с открытым шарниром) застрявшей машины. В этом случае сила прикладываемая к застрявшей машине, увеличится в два раза, так как ведущие колеса будут являться подвижными блоками.

При невозможности движения тягача в направлении вытаскивания применяют блок, который изменяет направление прилагаемого усилия. Если вытаскивание производится несколькими тягачами, то сцепляют их с эвакуируемой машиной последовательно («цугом») или параллельно («веером») и движение начинают на нижней передаче с помощью механизмов поворота.

 

•  Буксировка машин.

На машинах с БКП перед буксированием на расстояние более 5 км в картеры БКП необходимо закачать масло (вручную или насосом МЗН).

Для буксировки неисправных машин используются тягачи.

Гусеничные машины:

•  перекрестная сцепка – основной и наиболее надежный способ сцепки, облегчающий управление буксируемой машины на поворотах;

•  сцепка треугольником применяется в тех случаях, когда тягач имеет центральный буксирный трос;

•  сцепка по диагонали применяется при буксировке по мягкому или болотистому грунту, чтобы избежать движения буксируемой машины по колее тягача; этот способ сцепки применяется также при наличии одного буксирного крюка на машине.

Тягач с неуправляемой гусеничной машиной соединяются с помощью жесткой сцепки.

 

•  Требования безопасности при эвакуации машин.

Состояние тяговых и такелажных средств, анкерных устройств и соединительных деталей перед их использованием должно быть тщательно проверено. Нагрузки на лебедки, тросы блоки не должны превышать норм, установленных техническими условиями.

При вытаскивании и буксировании машин тросы к буксирным крюкам, гусеницам и ведущим колесам надежно закрепляются при неработающих двигателях. Надежность закрепления тросов или жестких буксиров на буксирных крюках проверяется командиром непосредственно перед началом вытаскивания или буксирования.

Скорость буксирования танка должна быть равномерной и не превышать днем 10 – 12 км/ч, а ночью и в условиях ограниченной видимости ? 6 – 8 км/ч.

Всеми действиями механиков-водителей тягача и вытаскиваемой машины руководит командир, находящийся в таком месте, откуда он их хорошо видит.

Предварительное натяжение тросов, а также последующее трогание машины с места во всех случаях самовытаскивания, вытаскивания и буксирования выполнять плавно, без рывков. После предварительного натяжения тросов проверяется их крепление.

При натяжении тросов и буксировании машины люк механика-водителя (водителя) должен быть закрыт, а башня танка повернута пушкой назад.

Во время вытаскивания и буксирования машины запрещается:

•  допускать к месту вытаскивания лиц, не имеющих отношения к работам;

•  пользоваться неисправным оборудованием;

•  стоять около натянутых тросов и по их направлениям ближе, чем на расстоянии длины троса;

•  стоять сбоку машины ближе 5 при вытаскивании ее с помощью бревна;

•  находится под машиной, если под нее не подставлены надежные опоры;

•  делать остановки буксируемой машины и тягача на подъемах, спусках, у закрытых поворотов, на перекрестках и мостах.

 

 

Заключительная часть:

•  строю личный состав;

•  напоминаю тему и цели занятия, степень их достижения;

 

 

 

 

 

Руководитель занятия:

майор ______________

 

 

Используются технологии uCoz